Как стало известно, Минкомсвязи рассматривает скорректированную «Электронную Россию» в качестве «спасения ИТ-индустрии». В федеральной программе «будут свернуты несколько десятков направлений, а вся энергия программы будет сосредоточена на решении нескольких важнейших задач». В прошлую пятницу 19 декабря стало известно, что Минкомсвязи направило в Минфин и Минэкономразвития новую редакцию Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Сегодня департамент информации и общественных связей Минкомсвязи прокомментировал. В Минкомсвязи рассчитывают использовать «Электронную Россию» для спасения IT-индустрии. Запущенная в 2002 году как чиновничья инициатива сверху, программа должна наконец сработать на благо отрасли. Биоритм отрасли информационных технологий, зависящей на добрых 60 процентов от госконтрактов, таков, что в конце года IT-компании собирают «урожай» по конкурсным работам, а самое безденежное время приходится на первый квартал каждого года. Очевидно, что особенно тяжело бизнесу придется в первые месяцы 2009-го. Осознавая это, разработчики новой редакции ФЦП спешили направить ее госзаказчикам уже к концу года, чтобы скорее перейти к фазе утверждения в Минфине и Минэкономразвития. Ранее на совещании И.Щеголева с руководством ведущих отечественных IT-компаний отмечено обоюдное стремление сделать все для того, чтобы избежать массовых увольнений в отрасли. «Мозги» составляют главный ее актив и сокращать высококвалифицированные кадры самоубийственно для бизнеса информационных технологий. Поэтому не удивительно, что если ранее «Электронная Россия» была ориентирована, в основном, на закупку «железа» для страны, то теперь в центре внимания разработчиков – «мозги». А для спасения мозгов для отрасли нужны госконтракты по ФЦП. Однако в условиях кризиса необходимо повысить эффективность программы, разработать новую логику. «Смарт» - версия «Электронной России» разработана с учетом консультаций с представителями бизнес-сообщества. ФЦП избавится от избыточного веса, т.к. будут свернуты несколько десятков направлений, а вся энергия программы будет сосредоточена на решении нескольких важнейших задач. Разработчикам новой редакции ФЦП «Электронная Россия» предстояло решить непростую задачу: призвана поддержать отрасль в кризис, но при этом отказаться от прежней докризисной масштабной раздачи госзаказов. Решено оставить только те госзаказы, которые, будучи реализованы, принесут реальную экономию бюджету. Так, например, одним из мероприятий в рамках ФЦП «Электронная Россия» будет создание общероссийского портала госзакупок. Если говорить об используемых формах размещения заказа, то на сегодняшний день аукцион стал главной формой торгов. Дальнейшим направлением реформы является создание единого общероссийского портала и переход государственного и муниципального заказа на электронные аукционы, поскольку аукционы являются наиболее открытой и прозрачной формой торгов. В результате реформы при выходе системы на «штатную мощность» ожидается не только значительный эффект в развитии конкуренции, борьбы с коррупцией, но и экономия бюджетных средств в размере до 1 трлн. руб. или 40 млрд. долларов ежегодно. При этом в ЕС сейчас еще только задумались о необходимости создания единого портала по госзакупкам и о переходе на электронные аукционы. Для этого им необходимо заменить предквалификацию на финансовые гарантии - по аналогии с тем, как это было сделано в Российской Федерации. Предыдущая ФЦП «Электронная Россия» была призвана насаждать то, чего тогда еще практически никто не понимал. Не хватало ни знаний, ни опыта. За семь лет, и особенно за последние несколько месяцев кризиса, пришло понимание, какой смысл можно вкладывать в понятие «Электронное правительство», и как оно может помочь непосредственно гражданам. Раньше говорилась только фраза «Электронное правительство» без детализации. Теперь мы жестко акцентировали свое внимание в основном на предоставлении госуслуг в электронном виде, межведомственном документообороте и изменении нормативно-правовых актов. Немного ограничив себя, мы четко отдаем себе отчет, что именно создаем и что мы получим к 2011 г., если программу удлинят. Формулировки предыдущей концепции были настолько общими, что многие ведомства использовали ФЦП просто для прокладки оптических линий связи, создания каких-то физических компьютерных сетей. Зачастую это имело очень отдаленное отношение к электронному правительству. Конкретизировав мероприятия, мы постарались уйти от ставки на «железо» и «веревки», теперь мы создаем полноценный информационный продукт». Напомним, что неделю назад, 15 декабря 2008 г. исполнение программы «Электронная Россия» подверглось жесткой критике Минэкономразвития. В тот день заместитель главы экономического министерства Олег Савельев на президиуме правительства заявил, что ее исполнение составило 9,1%. «Электронная Россия» была названа в числе четырех ФЦП, выполнение которых в первые 9 месяцев 2008 г. оказалось «наименее эффективным». Помимо нее раскритикованы были программы «Развития гражданской техники» (24,2%), «Развития наноиндустрии» (10,2%) и «Социально-экономического развития Чечни» (0%). В ответ на критику экономического ведомства Минкомсвязи в тот же день опубликовало заявление, в котором объем освоенных сумм «Электронной России» в 2008 г. оценивался как 38% средств (или 1,5 млрд руб.), реально выделенных из бюджета. Невысокий процент исполнения программы в Минкомсвязи объяснили недофинансированием и заметили, что госконтракты заключены на 3,5 млрд из полученных на программу 3,9 млрд руб. Интересно, что ни один из опрошенных сегодня фигурантов ИТ-отрасли не был знаком ни с какими подробностями корректировки «Электронной России». Председатель координационного совета ГК Verysell Михаил Краснов предположил, что внутри «Электронной России» может произойти перераспределение средств в пользу нескольких ключевых проектов. «Сейчас все федеральные программы сокращаются, странно, если бы с «Электронной Россией» было по-другому. Думаю, в лучшем случае, ее финансирование останется прежним, в худшем — уменьшится», — сказал он.
Источник: www.cnews.ru.
|